Приглашаем к участию в мониторинге Банка России

Мониторинг предприятий (скачать АнкетуQR-код для прохождения) 

Банк России, как и многие зарубежные центральные банки, проводит регулярные опросы предприятий нефинансового сектора для получения оперативной информации, дополняющей официальную статистику. Полученные данные используются для анализа и прогнозирования инфляции, анализа развития экономики России в целом и по регионам. В число респондентов входят как крупные и средние, так и малые предприятия, основных видов экономической деятельности (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспортировки и хранения, торговли) во всех субъектах Российской Федерации. В настоящее время в опросах на добровольной основе участвуют около 12 тысяч предприятий.

Мы надеемся на продолжение нашего многолетнего взаимовыгодного сотрудничества, а также приглашаем предприятия, еще не присоединившиеся к мониторингу, стать его участниками. Для этого о Вашем решении стать участником проекта достаточно сообщить в произвольной форме в территориальное учреждение Банка России в регионе, где функционирует предприятие, по электронной почте или телефону.

Почему надо участвовать? Участники мониторинга — постоянные и желанные гости на проводимых Банком России рабочих встречах и круглых столах с представителями бизнес-сообщества по вопросам денежно-кредитной политики.  Результаты мониторинга помогают Банку России принимать взвешенные решения по денежно-кредитной политике, проводить анализ региональной неоднородности трансмиссионного механизма, а также немонетарных факторов инфляции на региональном и отраслевом уровнях. Опираясь на информационное взаимодействие с предприятиями, мы выстраиваем работу по разъяснению принятых решений.  Каждый участник мониторинга получает от Банка России аналитические обзоры, подготовленные на основе собранных в ходе опросов данных. Обзоры могут быть сформированы в любом интересующем предприятие разрезе (по России в целом или региону, по видам экономической деятельности, по группам предприятий в зависимости от величины активов или среднесписочной численности занятых) и будут полезны руководителям предприятий при принятии стратегических решений и оценке перспектив развития бизнеса.

Опросные анкеты При составлении опросных анкет мы учитываем интересы наших респондентов, стараясь минимизировать трудозатраты на заполнение. Как правило, анкета расположена на одном листе и содержит не более 15 вопросов, сгруппированных по тематическим блокам. Мы избегаем дублирования и используем только общепринятую терминологию в области экономики и финансов при формулировке вопросов. Для заполнения предприятиям предлагаются три вида опросных анкет. При ответе на вопросы, как правило, необходимо выбрать один из предлагаемых вариантов (например, «увеличилось», «уменьшилось», «не изменилось»). Только в финансовой анкете содержится ряд данных из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах

Подходы к обработке качественной информации  На основе полученной в ходе опросов информации рассчитывается баланс ответов как разница между долей ответов типа «больше» и долей ответов типа «меньше» в процентах к сумме долей точных ответов. Балансы ответов могут изменяться в интервале от −100% до +100%; при этом положительные значения индексов получаются при превышении доли позитивных оценок над негативными и свидетельствуют (в общем случае) об улучшении ситуации, нулевые — при их совпадении (ситуация не изменилась) и отрицательные — при превышении доли негативных оценок над позитивными характеризуют ухудшение ситуации.

Конъюнктурная анкета Конъюнктурная анкета собирается на ежемесячной основе и содержит вопросы, позволяющие оценить текущее и ожидаемое изменение деловой активности предприятий, факторы, влияющие на деловую активность, ценовые ожидания предприятий и причины их изменения. Как правило вопросы конъюнктурных анкет носят альтернативный характер, т.е. по каждому из них предусматривается несколько взаимоисключающих вариантов ответов (например, вариантами ответов на вопрос об изменении экономической конъюнктуры в отрасли являются: улучшилась, не изменилась, ухудшилась, не знаю, нет ответа).  Мобильный блок: один раз в квартал в анкету будут дополнительно включаться несколько вопросов, характеризующих инвестиционную активность предприятий (например, уровень использования производственных мощностей, изменение инвестиционной активности и факторы ее ограничивающие). Эта информация характеризует изменения, происходящие в области инвестиционной деятельности предприятий, и не может быть получена на основе существующей статистической отчетности.

Существует несколько способов заполнения анкеты: на бумажном носителе; в электронном виде (заполнение шаблона анкеты в файле формата xlsx, направляемого по электронной почте). В ближайшей перспективе для оптимизации процесса предполагается реализовать возможность заполнения и отправки анкет онлайн.